Раздел TS - Диагностика неисправностей


t00-004   Поиск и устранение неисправностей - общие сведения




Порядок диагностики посторонних шумов двигателя - общая информация

ПРИМЕЧАНИЕ: Прежде чем приступать к диагностике неисправностей, связанных с шумом двигателя, убедитесь в том, что такие вспомогательные агрегаты, как воздушный компрессор и механизм отбора мощности, не являются источником данного шума. Снимите ремни привода вспомогательных агрегатов, чтобы устранить шумы, производимые ими. Кроме того, шум будет передаваться другим металлическим деталям, не имеющим отношения к неисправности. Использование стетоскопа может помочь в обнаружении источника шума двигателя.

Шумы двигателя, возникающие на частоте вращения коленчатого вала, т.е. на частоте вращения двигателя - это шумы, относящиеся к коленчатому валу, шатунам, поршням и поршневым пальцам. Шумы, возникающие на частоте вращения распределительного вала, равной половине частоты вращения двигателя, относятся к клапанному механизму. Портативный цифровой тахометр поможет определить, к каким деталям относится шум: работающим на частоте вращения коленчатого или распределительного вала.

В некоторых случаях определить источник шума двигателя можно с помощью поочередного отключения цилиндров. См. Процедуру 014-008 в Руководстве по диагностике неисправностей и ремонту или в Руководстве по обслуживанию для соответствующего двигателя. Уменьшение или исчезновение шума говорит о том, что он относится к конкретному цилиндру.

Однако не существует определенного правила или проверки, с помощью которой можно было бы точно определить источник шума.

Приводимые в движение от двигателя агрегаты и вспомогательные устройства, такие как муфты вентиляторов с шестеренчатым приводом, гидравлические насосы, генераторы с ременным приводом, компрессоры кондиционеров и турбонагнетатели, могут влиять на общий шум двигателя. Используйте приведенные ниже сведения только как рекомендации при поиске источника постороннего шума.




Шум коренных подшипников

(см. блок-схему "Повышенный шум двигателя - коренной подшипник")

Шум, производимый коренным подшипником с увеличенным зазором, - это громкий глухой стук, возникающий при работе двигателя под нагрузкой. Если все коренные подшипники имеют увеличенный зазор, будет слышен громкий лязгающий стук. Этот стук возникает регулярно при каждом втором обороте двигателя. Шум достигает максимальной громкости при неравномерной работе двигателя или при работе под большой нагрузкой. Стук коренных подшипников более глухой, чем шатунных. Это состояние также может сопровождаться пониженным давлением масла.

Если зазор в подшипнике недостаточно велик, чтобы производить шум сам по себе, стук в нем может возникнуть при низкой вязкости масла или его отсутствии в подшипнике.

Неравномерный шум может указывать на износ упорных подшипников коленчатого вала.

Прерывистый резкий стук говорит о повышенном осевом люфте коленчатого вала. Неоднократные выключения муфты сцепления могут вызвать изменения в характере шума.




Шум шатунных подшипников

(См блок-схему ”Повышенный шум двигателя - шатун”)

Шатуны с повышенным зазором подшипников издают стук при любой частоте вращения двигателя: как при работе на холостых оборотах, так и в режиме работы под нагрузкой. Когда зазор в подшипниках только начинает увеличиваться, шум, издаваемый ими, можно спутать со стуком поршней или ослабленных поршневых пальцев. Шум усиливается при увеличении частоты вращения двигателя. Это состояние также может сопровождаться пониженным давлением масла.




Шум, производимый поршнем

(См блок-схему ”Повышенный шум двигателя - поршень”)

Очень трудно различить шумы, производимые поршневым пальцем, шатуном и поршнем. Ослабленный поршневой палец издает громкий двойной стук, который обычно слышен при работе двигателя на холостых оборотах. Если отключить форсунку этого цилиндра, то характер стука заметно изменится. Однако в некоторых двигателях этот стук становится наиболее различимым при передвижении транспортного средства с постоянной скоростью.




Ходовые характеристики - Общие сведения

Ходовые характеристики - это термин, который в общих чертах описывает эксплуатационные характеристики транспортного средства в движении. Неисправности, связанные с ходовыми характеристиками, могут быть вызваны рядом различных факторов. Некоторые из них связаны с работой двигателя, некоторые - нет.

Прежде чем начать диагностику неисправностей, важно точно сформулировать претензию и определить, действительно ли у двигателя имеется неисправность, связанная с ходовыми характеристиками, или его работа просто не соответствует ожиданиям водителя. Бланк заявки ”Претензии потребителя к ходовым характеристикам/пониженной мощности двигателя” - это список вопросов, который должен использовать специалист по техобслуживанию для определения характера неисправности транспортного средства, связанной с ходовыми характеристиками двигателя. Заполните полностью таблицу контрольных вопросов, прежде чем перейти к диагностике неисправности. Она находится в конце этого раздела. Если эксплуатационные показатели двигателя соответствуют техническим характеристикам завода-изготовителя, но не оправдывают ожидания заказчика, ему необходимо подробно объяснить, что транспортное средство исправно.

Пониженная мощность - это термин, используемый для описания различных неисправностей, связанных с рабочими характеристиками двигателя. Однако в данном Руководстве пониженная мощность определяется как неспособность двигателя вырабатывать мощность, необходимую для передвижения транспортного средства со скоростью, которую при некоторых заданных условиях нагрузки, продольного профиля дороги, ветра и т.д. оно должно развивать. Пониженная мощность обычно является следствием недостаточной подачи топлива, которая, в свою очередь, вызвана следующими факторами:

  • Неполный ход педали акселератора
  • Неисправность датчика давления наддува (при наличии)
  • Повышенное сопротивление на входе топлива, во впускной или выпускной системе, или в сливных топливопроводах
  • Неплотная затяжка фитингов всасывающего топливопровода топливного насоса

Пониженная мощность - это неспособность транспортного средства быстро набирать скорость с места или в начале подъема. Используйте блок-схему ”Пониженная выходная мощность двигателя” для поиска и устранения таких неисправностей. Она начинается с основных причин снижения мощности.

Плохая приемистость или замедленная реакция понимаются в данном руководстве как неспособность транспортного средства быстро набирать скорость с места или в начале подъема. Данное понятие также означает задержку ускорения транспортного средства при попытке разъехаться с другим транспортным средством или обогнать его при условии, что скорость и нагрузка транспортного средства меньше номинальных значений. Причину плохой приемистости или замедленной реакции двигателя выявить сложно, поскольку они могут быть вызваны следующими факторами:

  • Факторы, связанные с работой двигателя или насоса
  • Приёмы вождения
  • Неправильный подбор передач в движении
  • Несоответствующая модель двигателя
  • Износ муфты сцепления или ее рычажного механизма

Плохая приемистость или замедленная реакция, связанные с работой двигателя, могут быть вызваны рядом различных факторов, например:

  • Неисправность датчика давления наддува (при наличии)
  • Повышенным сопротивлением сливного трубопровода
  • Наличие мертвой зоны в механизме акселератора.



Ходовые характеристики/пониженная мощность - Форма заявки-претензии заказчика

Фамилия заказчика/наименование компании ________________________________________Дата ________________

  • Опишите проблему/претензию_____________________________________________________
  • Проявления проблемы/претензии
  • Во время работы стартера:
  • ____Коленчатый вал вращается слишком медленно
  • ____Стартер работает нормально, но запуск двигателя затруднен
  • ____Стартер работает нормально, но двигатель не запускается
  • ____Медленный запуск; _____ секунд
  • ____Двигатель запускается, но затем глохнет
  • ____Колебания частоты вращения на холостом ходу у непрогретого двигателя
  • ____Колебания частоты вращения на холостом ходу у прогретого двигателя
  • В движении
  • ____Пропуски вспышек в цилиндрах или замедленная реакция при ускорении
  • ____Пропуски вспышек в цилиндрах или замедленная реакция при замедлении
  • ____Неустойчивая работа (двигатель глохнет) при ускорении
  • ____Неустойчивая работа (двигатель глохнет) при замедлении
  • ____Дым: ___ черный ___ белый
  • ____Пониженная мощность
  • ____Необычная работа двигателя
  • Когда была замечена проблема?
  • Состояние двигателя:
  • Температура охлаждающей жидкости:
  • ___ низкая ___ нормальная ___ высокая ___ любая
  • Частота вращения двигателя по тахометру: ____ об/мин
  • Погодные условия:
  • ___ холодно (менее 10°C [50°F]) ___ жарко (более 27°C [80°F]) ___ высокая влажность или дождь ___ прочее ____________________
  • В движении:
  • ____ При ускорении
  • ____ При замедлении
  • ____ При движении в гору
  • ____ При движении под гору
  • ____ При торможении
  • ____ Без груза
  • ____ С грузом
  • Как возникла проблема? Внезапно _______ Постепенно ________
  • При какой каком пробеге/наработке начала проявляться неисправность? Наработка ________Пробег ________ С момента выпуска ________
  • После ремонта двигателя? Да ________ Нет ________
  • После ремонта оборудования? Да ________ Нет ________
  • После изменения режима эксплуатации оборудования? Да ________ Нет ________
  • После изменения настроек программируемых параметров? Да ____Нет ____
  • Если да, то что и когда подвергалось ремонту?______________________________________________________________
  • Наблюдается ли высокий расход топлива? Да ____Нет ____

Ответьте на следующие вопросы, выбрав варианты ответов (A - F), перечисленные ниже. Обведите букву или буквы, которые соответствуют наиболее полному описанию проблемы.

A - по сравнению с транспортными средствами той же марки, B - по сравнению с транспортными средствами других марок, C - по сравнению с предыдущим двигателем

D - личные ожидания, E - не тянет в гору, F - не тянет на ровной дороге

  • A B C D E F
  • Транспортное средство способно набрать ожидаемую скорость движения? Да ____Нет ____
  • Какова требуемая скорость / частота вращения? ________
  • Какова достигнутая скорость / частота вращения? ________
  • Полная масса транспортного средства ________________
  • A B C D E F
  • Изменилась ли полезная нагрузка транспортного средства? Да ________ Нет ________
  • Развивает ли транспортное средство необходимое тяговое усилие? Да ________ Нет ________
  • Когда?
  • ________ На горной дороге
  • ________ С нагруженным прицепом
  • ________ На ровной дороге
  • ________ Другое ___________________________________________________________________________________

ПРИ ОТРИЦАТЕЛЬНОМ ОТВЕТЕ НА ОДИН ИЗ ВОПРОСОВ ВЫШЕ ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ КОНТРОЛЬНЫХ ПРОВЕРОК "ХОДОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ/ПОНИЖЕННАЯ МОЩНОСТЬ/ПОВЫШЕННЫЙ РАСХОД ТОПЛИВА" И ПЕРЕЙДИТЕ К БЛОК-СХЕМЕ "ПОНИЖЕННАЯ МОЩНОСТЬ".

A B C D E F

  • Низкая приемистость или плохая реакция транспортного средства? Да ________ Нет ________

Когда?

  • При трогании с места? Да ________ Нет ________
  • После переключения передачи? Да ________ Нет ________ Частота вращения ________
  • Перед переключением передачи? Да ________ Нет ________ Частота вращения ________
  • Передача не переключалась? Да ________ Нет ________ Частота вращения ________
  • A B C D E F
  • Замедленная реакция после длительного замедления или движения с постоянной скоростью? Да ________ Нет ________ Частота вращения ________

ПРИ ПОЛОЖИТЕЛЬНОМ ОТВЕТЕ НА ОДИН ИЗ ВОПРОСОВ ВЫШЕ ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ КОНТРОЛЬНЫХ ПРОВЕРОК "ХОДОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ/ПОНИЖЕННАЯ МОЩНОСТЬ/ПОВЫШЕННЫЙ РАСХОД ТОПЛИВА" И ПЕРЕЙДИТЕ К БЛОК-СХЕМЕ "ПЛОХАЯ ПРИЕМИСТОСТЬ/ЗАМЕДЛЕННАЯ РЕАКЦИЯ".

Дополнительные замечания:

  • __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Для удобства можно сделать копию этих страниц.




Ходовые характеристики/низкая мощность/повышенный расход топлива - таблица контрольных проверок

Технические характеристики транспортного средства / двигателя

Год выпуска, тип и модель: ____________________________________________________________________________________

Коробка передач (RT 14609, и т. д.): ________________________,

Рабочий цикл:________________________________________,

Передаточное число заднего моста, число мостов: _____, Область применения: промышленное оборудование ____, суда ____, генераторные установки ____, автомобильная техника ____

Типовая полная масса транспортного средства: _________________________, Класс мощности двигателя:______________________

Тип и размер прицепа: _______________________________________, Высота:__________, Масса: __________

Размер покрышек (11R x 24,5, низкопрофильные и пр.) ________________________________________________________

Тип покрышек: радиальные __________, стандартный протектор __________, специальный протектор __________

Тип вентилятора: с непосредственным приводом __________, с вязкостной муфтой __________, с механической муфтой __________

Гидроусилитель рулевого управления: Да ________ Нет ________ Кондиционер: Да ________ Нет ________ Обтекатель: Да ________ Нет ________ Компрессор кондиционера: Да ____Нет ____

Общие сведения
Номер DO:
Номер SC:
Код топливного насоса:
Серийный номер топливного насоса:
Пробег:
Серийный номер двигателя:
Дата ввода в эксплуатацию.
Модель и класс мощности двигателя:
Крейсерская скорость и частота вращения:
Номинальная скорость и частота вращения:
Регулятор скорости движения:
Да
Нет
Тип:
Моторный тормоз:
Да
Нет
Тип/марка:
Шасси и прочие сопутствующие позиции
Вентиляция бака:
ОК
Не в норме
Очевидные утечки топлива:
Да
Нет
Тормоза не отключаются полностью:
ОК
Не в норме
Углы установки колес:
ОК
Не в норме
Высота над уровнем моря:
Температура окружающего воздуха:
Нагреватель топлива:
Условия (ветер, дождь, снег):
Тип топлива:
№ 1D
№ 2D
Прочее
Типовой рельеф местности:
Равнина
Холмистая местность
Доля дорог с асфальтовым покрытием,%
Доля дорог с бетонным покрытием,%

Дополнительные замечания:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПРИМЕЧАНИЕ: Используйте эту информацию при моделировании VE/VMS®.

Для удобства можно сделать копию этой страницы.




Расход топлива - общая информация

Причину повышенного расхода топлива трудно определить и устранить из-за большого количества факторов, влияющих на расход топлива. Реальные неисправности, связанные с повышенным расходом топлива, могут быть вызваны любым из следующих факторов:

  • Факторы, связанные с работой двигателя
  • Факторы, связанные с транспортным средством и его техническими характеристиками
  • Факторы окружающей среды
  • Приемы вождения и порядок эксплуатации
  • Факторы, связанные с работой топливной системы
  • Неисправности, обусловленные пониженной мощностью/ходовыми характеристиками

Прежде чем приступить к поиску неисправностей, необходимо точно сформулировать претензию. Основывается ли претензия на реальной или кажущейся неисправности, или есть несоответствие ожиданиям водителя. Бланк заявки Расход топлива - претензия заказчика (на следующей странице) - это список вопросов, который может оказаться полезным техническому специалисту при выяснении причины неисправности. Заполните бланк претензии перед ее устранением. Следующие факторы должны быть учтены, в том числе, при поиске неисправностей, связанных с повышенным расходом топлива.

  1. Следствие проблемы пониженной мощности/ходовых характеристик: Чтобы компенсировать возникновение этой проблемы, водитель изменяет стиль вождения. Наиболее вероятно он сделает следующее: (а) увеличит частоту вращения двигателя или (б) будет работать на спадающем участке характеристики двигателя, ведя машину на пониженной передаче вместо того, чтобы переключиться на более высокую передачу, что позволило бы не до конца нажимать педаль акселератора. Подобные перемены в стиле вождения увеличивают расход топлива.
  2. Приемы вождения и порядок эксплуатации: Как правило, увеличение скорости передвижения на 1 милю/час соответствует увеличению расхода топлива, эквивалентному 0,1 миль/галлон. Например, при увеличении скорости движения с 50 до 60 миль/час, пробег в милях на галлон топлива уменьшится на 1 милю/галлон.
  3. Сезонные изменения погоды и окружающей среды: Как правило, разница в расходе топлива при различных сезонных и погодных условиях колеблется в пределах 1 - 1,5 миль/галлон.
  4. Избыточное время работы двигателя на холостых оборотах: При работе на холостых оборотах двигатель потребляет от 0,5 до 1,5 галлонов топлива в час в зависимости от частоты вращения.
  5. Маршрут и рельеф местности: При движении в восточном/западном направлении оно затрудняется из-за почти постоянных боковых и встречных ветров. Меньшее количество топлива расходуется при движении в северном/южном направлении, где не только теплее, но и меньше ветров.
  6. Аэродинамические характеристики транспортного средства: Для грузовика преодоление аэродинамического сопротивления является самым главным фактором, определяющим требуемую мощность двигателя. Как правило, снижение аэродинамического сопротивления на 10% приводит к уменьшению расхода топлива на 5%.
  7. Сопротивление качению: Сопротивление качению - это второй по важности фактор при определении мощности двигателя. Тип шин и конструкция протекторов оказывает большое влияние на экономию топлива и эксплуатационные показатели транспортного средства. Замена шин с диагональным кордом на низкопрофильные радиальные шины может снизить сопротивление качению приблизительно на 36 %.
  8. Дополнительные потребители топлива: На транспортном средстве топливо может потребляться не только двигателем. Например, частое включение генераторов или рефрижераторов приведет к росту расхода топлива, но это не имеет отношения к двигателю.

Дополнительные факторы, связанные с транспортным средством, его технические характеристики, соответствие норме углов установки колес также влияют на расход топлива. Более подробные сведения по диагностике неисправностей, связанных с жалобами на повышенный расход топлива, приведены в Бюллетене 3387245, "Диагностика неисправностей, связанных с повышенным расходом топлива".




Расход топлива - Форма заявки-претензии заказчика

Фамилия заказчика/наименование компании ________________________________________Дата ________________

Ответьте на следующие вопросы. При ответе на некоторые из них поставьте отметку рядом с подходящим вариантом ответа.

  1. Ожидаемый расход топлива? ________ Ожидаемый удельный расход топлива
  2. На чем основаны эти ожидания? Фактический пробег ________, Другие машины в составе парка ________, Аналогичные двигатели других марок ________, Предыдущий опыт эксплуатации ________, Только ожидания ________, Отчет VE/VMS ________
  3. Когда возникла проблема? С самого начала ________, Неожиданно ________, Постепенно ________
  4. Проблема возникла после ремонта? Да ________ Нет ________ Если да, то что и когда подвергалось ремонту? ____________________________________________________________
  5. У транспортного средства есть также проблемы с ходовыми характеристиками (пониженная мощность или плохая приемистость/замедленная реакция)? Да ________ Нет ________

ПРИ ПОЛОЖИТЕЛЬНОМ ОТВЕТЕ ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ КОНТРОЛЬНЫХ ПРОВЕРОК "ХОДОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ/ПОНИЖЕННАЯ МОЩНОСТЬ/ПОВЫШЕННЫЙ РАСХОД ТОПЛИВА" И ПЕРЕЙДИТЕ К БЛОК-СХЕМЕ "ПОНИЖЕННАЯ МОЩНОСТЬ ДВИГАТЕЛЯ".

  1. Проблема носит сезонный характер? Да ________ Нет ________
  2. Погодные условия во время проверки расхода топлива? Дождь _____, снег _____, ветер _____, жарко _____, холодно _____
  3. Как измерялся удельный расход топлива? По заправке бака _____, за поездку _____, за месяц _____, за год _____, по счетчику пробега _____, по одометру
  4. Велась ли точная регистрация количества топлива при дозаправках? Да ____Нет ____
  5. Сравниваемые транспортные средства использовали разные маршруты? Да ________ Нет ________
  6. Изменялись ли маршруты для проверяемого двигателя? Да ____Нет ____
  7. Какова перевозимая полезная нагрузка в сравнении с контрольным образцом? Полная масса транспортного средства _______________ Более тяжелая ________, Более легкая ________
  8. Какова была высота над уровнем моря во время эксплуатации? Менее 10 000 футов ________, Более 10 000 футов ________
  9. Каково время работы на холостом ходу? Часов в день __________
  10. Сказываются ли на расходе топлива приемы вождения или особенности эксплуатации?
  • Высокая скорость движения: миль/час __________
  • Работа на номинальной частоте вращения или выше: об/мин __________
  • Частота вращения при переключении передач не соответствует норме: Частота вращения при переключении передач __________, максимальный крутящий момент __________
  • Работа на крейсерской скорости: об/мин __________
  • Компенсация понижения мощности: Да ________ Нет ________

ЕСЛИ ПОСЛЕ ЗАПОЛНЕНИЯ ЭТОЙ ФОРМЫ ОКАЖЕТСЯ, ЧТО ПРОБЛЕМА НЕ ИМЕЕТ ОТНОШЕНИЯ К ТРАНСПОРТНОМУ СРЕДСТВУ, ФАКТОРАМ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ИЛИ ПРИЕМАМ РАБОТЫ ВОДИТЕЛЯ, ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ КОНТРОЛЬНЫХ ПРОВЕРОК "ХОДОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ/ПОНИЖЕННАЯ МОЩНОСТЬ/ПОВЫШЕННЫЙ РАСХОД ТОПЛИВА" И ПЕРЕЙДИТЕ К БЛОК-СХЕМЕ "ПОВЫШЕННЫЙ РАСХОД ТОПЛИВА".

Для удобства можно сделать копию этой страницы.




Расход масла

Дополнительно к указанным ниже сведениям можно воспользоваться Бюллетенем № 3379214, "Сводная техническая информация о расходе масла".

Фирма Камминз дает следующее определение "допустимого расхода масла".

ДОПУСТИМЫЙ РАСХОД МАСЛА
В ЛЮБОЕ ВРЕМЯ В ТЕЧЕНИЕ РАССМАТРИВАЕМОГО ПЕРИОДА
СЕМЕЙСТВО ДВИГАТЕЛЕЙ
МИЛЬ НА 1 КВАРТУ
МИЛЬ НА 1 ЛИТР
МИЛЬ НА 1 БРИТАНСКУЮ КВАРТУ
КИЛОМЕТРОВ НА 1 КВАРТУ
КИЛОМЕТРОВ НА 1 ЛИТР
КИЛОМЕТРОВ НА 1 БРИТАНСКУЮ КВАРТУ
ЧАСОВ НА 1 КВАРТУ
ЧАСОВ НА 1 ЛИТР
ЧАСОВ НА 1 БРИТАНСКУЮ КВАРТУ
Серия A
10.0
10.6
12.0
B3.3/4B
400
425
475
650
675
775
10.0
10.6
12.0
ISF
400
425
475
650
675
775
10.0
10.6
12.0
6B/ISB/QSB
400
425
475
650
675
775
10.0
10.6
12.0
6C/ISC/QSC/ISL
400
425
475
650
675
775
10.0
10.6
12.0
V/VT-378
4.0
4.3
5.0
V/VT-504
250
265
310
400
425
485
4.0
4.3
4.8
V/VT-555
250
265
310
400
425
485
4.0
4.3
4.8
L10
500
530
620
800
850
970
7.0
7.4
8.4
M11/ISM
500
530
620
800
850
970
7.0
7.4
8.4
N14/NT
500
530
620
800
850
970
7.0
7.4
8.4
ISX/QSX/Signature
500
530
620
800
850
970
7.0
7.4
8.4
V/VT/VTA-903
250
265
310
400
425
485
4.0
4.3
4.8
KT/KTA19
200
210
250
320
340
390
3.0
3.2
3.6
V/VT/VTA28
2.0
2.1
1.1
KT/KTA38
1.5
1.6
1.8
KTA50