Раздел TТ. Диагностика неисправностей (новый формат)


Блок-схема диагностики неисправностей двигателя — судовые двигатели серии QSB5.9 с электронной системой управления CM850

Symptoms

    • Двигатель медленно набирает обороты или плохо реагирует на управляющее воздействие
    • Низкое давление топлива при проворачивании коленчатого вала
    • Пониженное рабочее давление топлива в двигателе
    • Двигатель медленно снижает обороты
    • Двигатель не запускается или запускается с трудом (дымный выхлоп)
    • Двигатель не запускается или запускается с трудом (дымный выхлоп отсутствует)
    • Пониженная мощность двигателя
    • Двигатель работает неравномерно на холостых оборотах
    • Двигатель работает неравномерно или с перебоями
    • Резкие изменения частоты вращения двигателя на высоких и низких холостых оборотах
    • Резкие изменения частоты вращения двигателя под нагрузкой или в рабочем режиме
    • Много черного дыма в отработавших газах
    • Много белого дыма в выхлопных газах
    • Двигатель останавливается внезапно или при снижении оборотов
    • Двигатель запускается, но быстро глохнет
    • Двигатель не развивает номинальной частоты вращения
    • Давление во впускном коллекторе (давление наддува) ниже нормы
    • Повышенная вибрация при работе на судне

How To Use This Tree

Настоящая блок-схема может быть использована для диагностики всех неисправностей, признаки которых (отклонение от нормы рабочих характеристик) перечислены выше. Начинайте с выполнения пункта 1 процедуры диагностики неисправностей. Пункт 2 содержит ряд вопросов и перечень действий по диагностике, зависящих от признаков неисправности. Выполните операции диагностики неисправностей в порядке, показанном в Разделе "Технические характеристики и ремонт" блок-схемы.

Практические советы

Эксплуатационные характеристики - это термин, который в общих чертах описывает ходовые параметры судна. Неисправности, связанные с эксплуатационными характеристиками, могут быть вызваны рядом различных факторов. Некоторые из них связаны с работой двигателя, некоторые - нет. Прежде чем начать диагностику неисправностей, важно точно сформулировать претензию и определить, действительно ли у двигателя имеется неисправность, связанная с эксплуатационными характеристиками, или его работа просто не соответствует ожиданиям владельца.

Пониженная мощность - это термин, используемый для описания различных неисправностей, связанных с рабочими характеристиками двигателя. Пониженная мощность определяется как неспособность двигателя обеспечить передвижение судна со скоростью, соответствующей конкретным внешним условиям.

Низкая приемистость или замедленная реакция - это неспособность судна быстро набирать скорость с места. Данное понятие также означает задержку ускорения судна при условии, что его скорость и нагрузка меньше номинальных значений. Причину низкой приемистости или замедленной реакции двигателя выявить сложно, поскольку они могут быть вызваны разными факторами.

Troubleshooting Steps

ОПЕРАЦИИ ТУ
ЭТАП 1. Выполните основные процедуры диагностики неисправностей.  
  ЭТАП 1A. Проверьте отсутствие активных кодов неисправностей или часто повторяющихся пассивных кодов неисправностей. Есть активные или часто повторяющиеся пассивные коды неисправностей?
  ЭТАП 1B. Выполните основные диагностические проверки. Можно подтвердить наличие проблемы?
  ЭТАП 1C. Выполните основные диагностические проверки. Все в норме?
ЭТАП 2. Определение признака неисправности двигателя.  
  ЭТАП 2A. Низкая мощность, плохая приемистость или медленная реакция на управляющее воздействие. Есть ли следующий признак неисправности двигателя: низкая мощность, плохая приемистость или медленная реакция на управляющее воздействие?
  ЭТАП 2B. Перебои в работе цилиндров, резкое изменение или неустойчивость частоты вращения двигателя. Присутствует ли следующий признак неисправности двигателя: перебои в работе цилиндров, резкое изменение или неустойчивость частоты вращения двигателя?
  ЭТАП 2C. Много белого или черного дыма. Присутствует ли следующий признак неисправности двигателя: много белого или черного дыма в выхлопных газах?
  ЭТАП 2D. Низкое давление во впускном коллекторе. Присутствует ли следующий признак неисправности двигателя: низкое давление наддува?
  ЭТАП 2E. Двигатель не запускается или запускается с трудом, или неожиданно глохнет. Присутствует ли следующий признак неисправности двигателя: двигатель не запускается или запускается с трудом, двигатель неожиданно глохнет?
  ЭТАП 2F. Повышенная вибрация двигателя. Присутствует ли повышенная вибрация двигателя, когда он подключен к гребному винту или отключен от него?
ЭТАП 3. Процедуры диагностики неисправностей во время работы и запуска двигателя.  
  ЭТАП 3A. Убедитесь в том, что краны на подающем и сливном топливопроводах открыты. Краны на подающем и сливном топливопроводах открыты?
  ЭТАП 3A-1. Проверьте охладитель топлива на отсутствие повреждений, вызванных высоким давлением в сливной магистрали.
  ЭТАП 3B. Убедитесь в правильности прокладки топливопроводов низкого давления. Правильно ли подсоединены топливопроводы низкого давления к охлаждающей пластине модуля ЕСМ?
  ЭТАП 3С. Проверьте частоту вращения двигателя во время работы стартера. Во время работы стартера частота вращения двигателя выше 150 об/мин?
  ЭТАП 3D. Проверьте напряжение в цепи пускового включателя на модуле ЕСМ. Напряжение в цепи пускового включателя равно напряжению аккумуляторной батареи?
  ЭТАП 3Е. Проверьте напряжение цепи питания модуля ЕСМ от аккумуляторной батареи. Напряжение в цепи питания модуля ЕСМ от аккумуляторной батареи равно напряжению аккумуляторной батареи?
  ЭТАП 3F. Проверьте точность датчика давления в общем топливопроводе высокого давления. Измеренное давление в общем топливопроводе высокого давления ниже 3 МПа [435 фунт/кв. дюйм]?
  ЭТАП 3G. Измерьте давление в общем топливопроводе высокого давления во время работы стартера. Коды неисправностей 2215 или 559 перешли в активное состояние во время неудачной попытки запуска?
  ЭТАП 3H. Проверьте давление подкачивающего топливного насоса. Давление подкачивающего топливного насоса выше указанного в Процедуре 005-045?
ЭТАП 4. Процедуры диагностики неисправностей топливной системы.  
  ЭТАП 4A. Проверьте коды неисправностей, относящиеся к топливной системе. Коды неисправностей 2215 или 559 перешли в активное состояние во время неудачной попытки запуска?
  ЭТАП 4B. Проверьте отсутствие воздуха в подающем топливопроводе топливного насоса высокого давления. Есть воздух в подающем топливопроводе?
  ЭТАП 4C. Измерьте сопротивление входного топливопровода. Сопротивление на входе топлива выше нормы?
  ЭТАП 4D. Выполните проверку, поочередно отключая по одному цилиндру. Пропуск вспышек или избыточный дым имеют отношение к одному из цилиндров?
  ЭТАП 4E. Выполните диагностическую проверку равномерности работы цилиндров. Проверка работы цилиндров указывает на наличие цилиндра, который является причиной неравномерности работы двигателя?
  ЭТАП 4F. Измерьте сопротивление сливного топливопровода. Сопротивление сливного топливопровода в норме?
ЭТАП 5. Процедуры диагностики неисправностей: система впуска воздуха.  
  ЭТАП 5A. Проверьте точность датчика давления во впускном коллекторе. Измеренное давление отличается от атмосферного не более чем на 50,8 мм [2 дюйма] рт. ст.?
  ЭТАП 5B. Проверьте герметичность впускной системы. Обнаружена негерметичность впускной системы?
  ЭТАП 5C. Проверьте сопротивление впускной системы. Сопротивление впускной системы выше нормы?
  ЭТАП 5D. Проверьте рабочие лопатки турбонагнетателя на отсутствие повреждений. Рабочие лопатки турбонагнетателя повреждены?
  ЭТАП 5E. Определите, есть ли на турбонагнетателе перепускной клапан. На турбонагнетателе есть перепускной клапан?
  ЭТАП 5F. Проверьте шланг привода перепускного клапана турбонагнетателя. На шланге привода перепускного клапана турбокомпрессора есть дырки или трещины?
  ЭТАП 5G. Проверьте герметичность корпуса привода перепускного клапана турбонагнетателя. Шток привода перепускного клапана перемещается?
  ЭТАП 5G-1. Проверьте исправность работы перепускного клапана турбонагнетателя.
  ЭТАП 5G-2. Проверьте исправность работы перепускного клапана турбонагнетателя.
  ЭТАП 5H. Измерьте радиальный и осевой зазор в турбонагнетателе. Радиальный и осевой зазор в норме?
  ЭТАП 5I. Проверьте охладитель наддувочного воздуха. На радиаторе ОНВ есть трещины или иные повреждения?
ЭТАП 6. Процедуры диагностики неисправностей электроники.  
  ЭТАП 6A. Проверьте ход акселератора. При полном перемещении акселератора сигнал датчика положения равен 100%, а при полном отпускании акселератора - 0%?
  ЭТАП 6B. Проверьте точность датчика давления окружающего воздуха. Измеренное давление отличается от атмосферного не более чем на 101,6 мм [4 дюйма] рт. ст.?
  ЭТАП 6C. Проверьте точность датчика давления во впускном коллекторе. Измеренное давление отличается от атмосферного не более чем на 101,6 мм [4 дюйма] рт. ст.?
ЭТАП 7. Основные процедуры диагностики неисправностей двигателя.  
  ЭТАП 7A. Проверьте правильность регулировки клапанного механизма. Настройки распределительного механизма в норме?
  ЭТАП 7B. Проверьте сопротивление выпускной системы. Противодавление в выпускной системе меньше 127 мм рт. ст. [5 дюймов рт. ст.] или 1763 мм H 2O [68 дюймов H 2O] или 17 кПа [2,5 фунт/кв. дюйм]?
  ЭТАП 7C. Проверьте давление картерных газов. Измеренное давление картерных газов в норме?
  ЭТАП 7C-1. Проверьте влияние турбонагнетателя на давление картерных газов.
ЭТАП 8. Процедуры диагностики повышенной вибрации.  
  ЭТАП 8A. Проверьте передаточное число редуктора и вариант исполнения гребного винта. Передаточное число редуктора и вариант исполнения гребного винта не соответствуют мощности двигателя?
  ЭТАП 8B. Проверьте правильность подбора и установки виброизоляторов двигателя. Виброизоляторы двигателя подобраны и установлены правильно?
  ЭТАП 8C. Проверьте отсутствие повреждений опор и виброизоляторов двигателя. Опоры и виброизоляторы двигателя исправны?
  ЭТАП 8D. Проверьте выпускную систему. Выпускная система неисправна?
  ЭТАП 8E. Проверьте вспомогательные агрегаты с приводом от двигателя. Вспомогательные агрегаты с приводом от двигателя неисправны?
  ЭТАП 8F. Проверьте центровку муфт вала и редуктора. Центровка муфт вала и редуктора нарушена?
  ЭТАП 8G. Проверьте правильность установки гребного вала. Гребной вал установлен правильно?
  ЭТАП 8H. Проверьте прямолинейность гребного вала. Прямолинейность гребного вала соответствует требованиям производителя комплектного оборудования?
  ЭТАП 8I. Отсоедините двигатель. Вибрация двигателя сохранилась?
  ЭТАП 8J. Проверьте центровку стойки/дейдвудного подшипника. Центровка стойки/дейдвудного подшипника нарушена, или стойка плохо закреплена?
  ЭТАП 8K. Проверьте гребной винт. Балансировка гребного винта нарушена, или он неправильно установлен на валу?
  ЭТАП 8L. Проверьте угол развала V-образной стойки. Угол развала V-образной стойки соответствует углу установки лопастей гребного винта?
  ЭТАП 8M. Проверьте дейдвудную трубу. Входная и выходная части дейдвудной трубы соответствуют конструкции лопастей гребного винта?
  ЭТАП 8N. Проверьте торсионную муфту, установленную между двигателем и редуктором. Торсионная муфта подобрана неправильно или изношена?
  ЭТАП 8O. Проверьте перо руля. Люфт пера руля выше нормы?
  ЭТАП 8P. Проверьте центровку картера маховика относительно блока цилиндров. Центровка картера маховика не соответствует норме?



Guided Step 1 - Выполните основные процедуры диагностики неисправностей.



Guided Step 1A - Проверьте отсутствие активных кодов неисправностей или часто повторяющихся пассивных кодов неисправностей.

Conditions

  • Подключите диагностический комплект INSITE™.
  • Поверните пусковой включатель в положение ВКЛ.

Принятая мера

Убедитесь в отсутствии активных кодов неисправностей.

  • Для считывания кодов неисправностей используйте диагностический комплект INSITE™.

Есть активные или часто повторяющиеся пассивные коды неисправностей?

ДА НЕТ

No Repair

Ремонт завершен



Guided Step 1B - Выполните основные диагностические проверки.

Conditions

Отсутствуют.

Принятая мера

Проверьте следующее.

  • Условия работы двигателя соответствуют расчетным? Например, высокая частота вращения, большая разница между температурой окружающего воздуха и температурой в моторном отсеке, нагрузка на судно, состояние моря и пр.
  • Ожидания заказчика соответствуют параметрам двигателя?
  • Двигатель работает в соответствии с требованиями ходовых испытаний?

Можно подтвердить наличие проблемы?

ДА НЕТ
No Repair

Подтвердить наличие проблемы нельзя, ремонт невозможен.

Ремонт завершен



Guided Step 1C - Выполните основные диагностические проверки.

Conditions

Отсутствуют.

Принятая мера

Перед продолжением работы выполните следующие проверки.

  • Проверьте уровень топлива в баках.
  • Проверьте отсутствие изменений в составе узлов, входящих в перечень контрольных деталей двигателя (турбонагнетатель, форсунки, поршни, топливный насос, распределительный вал и пр.)
  • Проверьте соответствие норме сорта топлива.
  • Убедитесь в том, что двигатель работает на рекомендованной высоте над уровнем моря.
  • Проверьте соответствие норме уровня масла в двигателе.
  • Убедитесь в том, что все вентиляционные отверстия открыты, и в них нет посторонних предметов.
  • Убедитесь в том, что потери мощности не изменились.
  • Убедитесь в том, что эксплуатационный цикл двигателя не изменился.
  • Убедитесь в том, что во время работы стартера частота вращения двигателя выше 150 об/мин.
  • Проверьте соответствие норме напряжения аккумуляторной батареи.
  • Проверьте соответствие силовой передачи и двигателя.
  • Убедитесь в том, что силовая передача подобрана правильно и исправна.
  • Убедитесь в том, что шаг винта соответствует норме, и винт не поврежден.
  • Проверьте соответствие норме температуры топлива на входе в топливный насос.
  • Проверьте исправность системы управления подачей топлива, ее тяг и проводки (при проверке реакции двигателя на управляющее воздействие).
  • Проверьте состояние корпуса судна (отсутствие грязи и повреждений).

Все в норме?

ДА НЕТ
No Repair

Устраните проблему и убедитесь в отсутствии претензий после проведения ремонта.

Ремонт завершен




Guided Step 2 - Определение признака неисправности двигателя.



Guided Step 2A - Низкая мощность, плохая приемистость или медленная реакция на управляющее воздействие.

Conditions

Отсутствуют.

Принятая мера

Определите признак неисправности по рабочим характеристикам двигателя.

Есть ли следующий признак неисправности двигателя: низкая мощность, плохая приемистость или медленная реакция на управляющее воздействие?

ДА НЕТ

Выполните диагностику неисправностей в порядке, рекомендованном ниже.

  • Пункт 4 - проверки топливной системы
  • Пункт 5 - проверки системы впуска воздуха
  • Пункт 6 - проверки электроники
  • Пункт 7 - основные проверки двигателя

No Repair

Выполните операции по диагностике неисправности, предложенные в процедуре ремонта.



Guided Step 2B - Перебои в работе цилиндров, резкое изменение или неустойчивость частоты вращения двигателя.

Conditions

Отсутствуют.

Принятая мера

Определите признак неисправности по рабочим характеристикам двигателя.

Присутствует ли следующий признак неисправности двигателя: перебои в работе цилиндров, резкое изменение или неустойчивость частоты вращения двигателя?

ДА НЕТ

Выполните диагностику неисправностей в порядке, рекомендованном ниже.

  • Пункт 4 - проверки топливной системы
  • Пункт 5 - проверки системы впуска воздуха
  • Пункт 6 - проверки электроники

No Repair

Выполните операции по диагностике неисправности, предложенные в процедуре ремонта.



Guided Step 2C - Много белого или черного дыма.

Conditions

Отсутствуют.

Принятая мера

Определите признак неисправности по рабочим характеристикам двигателя.

Присутствует ли следующий признак неисправности двигателя: много белого или черного дыма в выхлопных газах?

ДА НЕТ

Выполните диагностику неисправностей в порядке, рекомендованном ниже.

  • Пункт 5 - проверки системы впуска воздуха
  • Пункт 4 - проверки топливной системы

No Repair

Выполните операции по диагностике неисправности, предложенные в процедуре ремонта.



Guided Step 2D - Низкое давление во впускном коллекторе.

Conditions

Отсутствуют.

Принятая мера

Определите признак неисправности по рабочим характеристикам двигателя.

Присутствует ли следующий признак неисправности двигателя: низкое давление наддува?

ДА НЕТ

Выполните диагностику неисправностей в порядке, рекомендованном ниже.

  • Пункт 5 - проверки системы впуска воздуха
  • Пункт 4 - проверки топливной системы
  • Пункт 7 - основные проверки двигателя

No Repair

Выполните операции по диагностике неисправности, предложенные в процедуре ремонта.



Guided Step 2E - Двигатель не запускается или запускается с трудом, или неожиданно глохнет.

Conditions

Отсутствуют.

Принятая мера

Определите признак неисправности по рабочим характеристикам двигателя.

Присутствует ли следующий признак неисправности двигателя: двигатель не запускается или запускается с трудом, двигатель неожиданно глохнет?

ДА НЕТ

Выполните диагностику неисправностей в порядке, рекомендованном ниже.

  • Пункт 3 - проверки проблем с запуском
  • Пункт 4 - проверки топливной системы
  • Пункт 5 - проверки системы впуска воздуха
  • Пункт 6 - проверки электроники

No Repair

Выполните операции по диагностике неисправности, предложенные в процедуре ремонта.



Guided Step 2F - Повышенная вибрация двигателя.

Conditions

Отсутствуют.

Принятая мера

Определите признак неисправности по рабочим характеристикам двигателя.

Присутствует ли повышенная вибрация двигателя, когда он подключен к гребному винту или отключен от него?

ДА НЕТ

Выполните диагностику неисправностей в порядке, рекомендованном ниже.

  • Пункт 4 - проверки топливной системы
  • Пункт 5 - проверки системы впуска воздуха
  • Пункт 6 - проверки электроники
  • Пункт 7 - основные проверки двигателя
  • Пункт 8 - проверки повышенной вибрации

No Repair

Выполните операции по диагностике неисправности, предложенные в процедуре ремонта.

Вернитесь к правильной блок-схеме.




Guided Step 3 - Процедуры диагностики неисправностей во время работы и запуска двигателя.



Guided Step 3A - Убедитесь в том, что краны на подающем и сливном топливопроводах открыты.

Conditions

  • Поверните пусковой включатель в положение ВЫКЛ.

Принятая мера

Убедитесь в том, что краны на подающем и сливном топливопроводах открыты.

На новом судне или после проведения на судне работ краны на топливопроводах могут остаться закрытыми.

Краны на подающем и сливном топливопроводах открыты?

ДА НЕТ
No Repair

Откройте краны на подающем и сливном топливопроводах и убедитесь в исправности двигателя.

3A -1



Guided Step 3A-1 - Проверьте охладитель топлива на отсутствие повреждений, вызванных высоким давлением в сливной магистрали.

Conditions

Отсутствуют.

Принятая мера

Снимите и проверьте охладитель топлива.

Проверьте охладитель топлива на отсутствие внутренних повреждений или деформации.

Охладитель топлива поврежден или деформирован внутри?

ДА НЕТ

Снимите и замените охладитель топлива.

No Repair

Ремонт завершен



Guided Step 3B - Убедитесь в правильности прокладки топливопроводов низкого давления.

Conditions

Отсутствуют.

Принятая мера

Иногда топливопроводы низкого давления могут быть подсоединены к охлаждающей пластине модуля ЕСМ неправильно.

Вход в охлаждающую пластину модуля ECM находится вверху, а выход из нее - внизу.

Проверьте правильность подсоединения топливопроводов низкого давления, если они были сняты и устанавливаются на двигатель повторно.

Правильно ли подсоединены топливопроводы низкого давления к охлаждающей пластине модуля ЕСМ?

ДА НЕТ
No Repair

Подсоедините правильно топливопроводы низкого давления к охлаждающей пластине модуля ЕСМ. Разъем для входа топлива находится вверху.

Ремонт завершен



Guided Step 3С - Проверьте частоту вращения двигателя во время работы стартера.

Conditions

  • Подключите диагностический комплект INSITE™.
  • Поверните пусковой включатель в положение ВКЛ.

Принятая мера

Используйте диагностический комплект INSITE™ для контроля частоты вращения двигателя во время работы стартера.

Если коленчатый вал двигателя совсем не вращается, используйте блок-схему ”Коленчатый вал двигателя не проворачивается или проворачивается медленно”.

Во время работы стартера частота вращения двигателя выше 150 об/мин?

ДА НЕТ
No Repair

Установите причину низкой частоты вращения двигателя во время работы стартера и устраните ее. Проверьте аккумуляторные батареи, стартер, и оцените нагрузку от вспомогательных агрегатов. См. блок-схему "Коленчатый вал двигателя не проворачивается или проворачивается медленно".

Ремонт завершен



Guided Step 3D - Проверьте напряжение в цепи пускового включателя на модуле ЕСМ.

Conditions

  • Поверните пусковой включатель в положение ВЫКЛ.
  • Отсоедините жгут проводов комплектного оборудования от модуля ECM.
  • Поверните пусковой включатель в положение ВКЛ.

Принятая мера

Измерьте напряжение в сигнальной цепи.

  • Измерьте напряжение сигнала между входом сигнала от пускового включателя (жгут проводов комплектного оборудования) и "массой" блока цилиндров.

Измерьте напряжение на пусковом включателе, когда он находится в положении ВКЛ. и в положении запуска.

Используйте электрическую схему для определения обозначений контактов разъема.

Напряжение в цепи пускового включателя равно напряжению аккумуляторной батареи?

ДА НЕТ
No Repair

Отремонтируйте или замените жгут проводов пускового включателя, пусковой включатель или проверьте разъемы аккумуляторной батареи.

Жгут проводов пускового включателя может поставляться производителем комплектного оборудования.