Раздел 8 - Система охлаждения - Группа 08


008-020   Диагностика системы охлаждения




Общие сведения

Описанная ниже процедура содержит общие операции, которые используются для выявление следующего:

  • Причины перегрева двигателя. См. раздел "Начальная проверка" в данной процедуре.

ПРИМЕЧАНИЕ: В конце данной процедуры приведена таблица для записи всех результатов измерений, выполненных при диагностике неисправностей. Ее удобно использовать для сбора и анализа данных.

  • Внешние и внутренние утечки/потери охлаждающей жидкости. См. пункт "Испытание под давлением" в данной процедуре.
  • Проникновение продуктов сгорания в систему охлаждения. См. пункт "Проверка" в данной процедуре.

Если уровень охлаждающей жидкости в расширительном баке становится недопустимым, код неисправности должен переходить в активное состояние. При этом включается контрольная лампа и происходит переход в режим ограничения мощности. Этот низкий уровень распознается датчиком уровня охлаждающей жидкости, установленным в расширительном баке охлаждающей жидкости.

В случае неисправности, связанной с системой охлаждения, рекомендуется проверить правильность работы датчиков уровня охлаждающей жидкости. Порядок проверки в ходе эксплуатации и порядок ремонта описан в Руководстве по ремонту комплектного оборудования.

НЕ рекомендуется снимать и устанавливать датчик уровня охлаждающей жидкости для диагностики. Поскольку датчик изготовлен из пластмассы, весьма вероятно его повреждение. Датчик уровня охлаждающей жидкости допускается снимать с расширительного бачка только в случае его замены новым датчиком. При установке датчика не допускайте его чрезмерной затяжки. Для большинства датчиков предусмотрен очень малый момент затяжки, который указан в Руководстве по ремонту комплектного оборудования.

Датчики уровня охлаждающей жидкости очень чувствительны к показателю pH. В связи с этим крайне важно поддерживать состав охлаждающей жидкости согласно документу "Технические требования к охлаждающей жидкости фирмы Cummins и обслуживание системы охлаждения", Бюллетень 3666132.

 
SMALL | MEDIUM | LARGE




Начальная проверка

Подключите диагностический комплект INSITE™ к диагностическому разъему транспортного средства.

Переведите пусковой включатель в положение ВКЛ.

Следите за температурой охлаждающей жидкости с помощью диагностического комплекта.



SMALL | MEDIUM | LARGE
   

Измерьте температуру охлаждающей жидкости при открытых жалюзи. Сравните результат с величиной, указанной на устройстве управления жалюзи.

Фирма Cummins рекомендует открывать жалюзи при 85°C (185°F).



SMALL | MEDIUM | LARGE
   

Измерьте температуру охлаждающей жидкости при включении вентилятора. Сравните результат с величиной, указанной на системе управления вентилятором.

Фирма Cummins рекомендует включение вентилятора при 96°C (96,11°C).



SMALL | MEDIUM | LARGE
   

Следите за температурой охлаждающей жидкости с помощью диагностического комплекта INSITE™. Сравните результаты с показаниями указателя температуры, установленного в кабине. При несоответствии требованиям производителя замените указатель температуры, установленный в кабине.

При отсутствии технических условий производителя замените прибор, если его показания отклоняются от нормы более чем на ± 3,9°C (7°F).



SMALL | MEDIUM | LARGE
   

Измерьте давление охлаждающей жидкости в технологическом канале головки цилиндров со стороны выпускного коллектора. Пробка этого канала находится сзади головки цилиндров со стороны выпускного коллектора на судовых двигателях.





SMALL | MEDIUM | LARGE
   




Опрессовка

Проверьте уровень охлаждающей жидкости, при необходимости долейте жидкость.



SMALL | MEDIUM | LARGE
   

Для определения места утечки охлаждающей жидкости может придется добавить в нее флуоресцентный краситель (номер по каталогу 3377438).

Добавьте флуоресцентный краситель из расчета 1 доза на каждые 38 литров (10 галлонов) охлаждающей жидкости.

Дайте двигателю поработать на холостых оборотах 5 - 10 минут или до его прогрева до рабочей температуры, чтобы краситель начал циркулировать по системе охлаждения.

 
SMALL | MEDIUM | LARGE
   

Используйте лампу теплового излучения высокой интенсивности (номер по каталогу 3163337) или ее аналог для высвечивания следов красителя.



SMALL | MEDIUM | LARGE
   

 ВНИМАНИЕ 

Давление подаваемого в систему охлаждения воздуха не должно превышать 138 кПа [20 фунт/кв. дюйм]. Нарушение этого требования может привести к повреждению уплотнения водяного насоса.

Если радиатор оснащен редукционным клапаном, установите пробку в перепускной трубопровод (1).

Установите приспособление для опрессовки на заливную горловину радиатора или на расширительный бачок (при наличии) и подайте воздух под давлением.

Измерения
 
кПа
фунт/кв. дюйм
Давление воздуха
138
20


SMALL | MEDIUM | LARGE
   

Приспособление для опрессовки Coolant Dam™ (номер по каталогу 3824319) может также быть использовано для создания давления в системе охлаждения. Приспособление Coolant Dam™ работает от заводской сети сжатого воздуха, а не от ручного насоса.

 
SMALL | MEDIUM | LARGE
   

При проверке наличия внешних утечек охлаждающей жидкости осмотрите двигатель снаружи и устраните утечки при их наличии.

В число мест, подлежащих внимательному осмотру, входят:



SMALL | MEDIUM | LARGE
   

При наличии внутренних утечек осмотрите двигатель изнутри. Для поиска следов утечек охлаждающей жидкости может придется снять следующие узлы и детали.



SMALL | MEDIUM | LARGE
   

Если есть подозрения в наличии топлива в охлаждающей жидкости или охлаждающей жидкости в топливе, отсоедините сливной топливопровод от задней части головки блока цилиндров.

ПРИМЕЧАНИЕ: На двигателях с быстроразъемными фитингами может потребоваться снять обратный клапан, установленный в канале магистрали слива топлива в головке цилиндров для доступа к этому каналу.



SMALL | MEDIUM | LARGE
   




Тест

ПРИМЕЧАНИЕНеобходимо выключить все отопители и кондиционеры кабины, а вентилятор двигателя должен быть переведен в АВТОМАТИЧЕСКИЙ режим управления, если он предусмотрен.

ПРИМЕЧАНИЕ: Установите контрольный прибор в горловину расширительного бака (на судовых двигателях).

Снимите крышку радиатора и оставьте его открытым при последующей проверке.



SMALL | MEDIUM | LARGE
   

Утечка продуктов сгорания

Используйте контрольный прибор (номер по каталогу 3822985) или его аналог для проверки наличия продуктов сгорания в системе охлаждения.

При проверке утечки продуктов сгорания в систему охлаждения рекомендуется заливать охлаждающую жидкость, состоящую из равных долей воды и антифриза. При использовании только воды цвет контрольной жидкости во время проверки может измениться с синего на бирюзовый или светло-зелёный. Это не является признаком утечки продуктов сгорания.



SMALL | MEDIUM | LARGE
   

 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ 

Охлаждающая жидкость токсична. Держите её подальше от детей и домашних животных. Если она не предназначена для повторного использования, отправьте её на утилизацию в соответствии с местным природоохранным законодательством.

Слейте охлаждающую жидкость так, чтобы ее уровень оказался примерно на 76 мм (3 дюйма) ниже выступа заливной горловины, в который упирается уплотнение крышки радиатора.

Если уровень охлаждающей жидкости окажется выше, она может попасть в контрольную жидкость, и проверка будет неточной.

 
SMALL | MEDIUM | LARGE
   

Залейте контрольную жидкость в прибор для обнаружения утечки продуктов сгорания до желтой линии.

 
SMALL | MEDIUM | LARGE
   

Вставьте резиновый наконечник прибора в горловину радиатора. Плотно прижмите прибор, повернув его несколько раз для обеспечения герметичности в месте контакта прибора и горловины.

ПРИМЕЧАНИЕ: Установите контрольный прибор в горловину расширительного бака (на судовых двигателях).



SMALL | MEDIUM | LARGE
   

Запустите двигатель и дайте ему поработать 30 минут на высоких холостых оборотах. Следите за температурой двигателя и цветом контрольной жидкости во время работы двигателя. Температура охлаждающей жидкости во время проверки не должна превышать 100°C (212°F).

 
SMALL | MEDIUM | LARGE
   

Если контрольная жидкость изменит цвет с синего на желтый или зеленый во время проверки, это указывает на попадание продуктов сгорания в систему охлаждения. Прекратите проверку, если контрольная жидкость изменила цвет с синего на желтый или зеленый.

 
SMALL | MEDIUM | LARGE
   

Если контрольная жидкость не изменит цвет с синего на желтый или зеленый в течение 30 минут, переведите двигатель на низкие холостые обороты.

 
SMALL | MEDIUM | LARGE
   

Проверьте герметичность установки наконечника прибора в горловине радиатора.



SMALL | MEDIUM | LARGE
   

Вставьте наконечник резиновой груши через отверстие в верхней части прибора. Сожмите грушу 2-3 раза для забора воздуха из радиатора через контрольную жидкость.

Если цвет контрольной жидкости останется синим, продуты сгорания не попадают в систему охлаждения. Если он изменится на желтый или зеленый, это укажет на проникновение продуктов сгорания в систему охлаждения. Потребуется дополнительная проверка для поиска места такой утечки.



SMALL | MEDIUM | LARGE
   

По мере прогрева двигателя воздух будет выходить через прибор в виде пузырьков в контрольной жидкости. Причина этого - обычное расширение жидкости. Не примите наличие пузырьков воздуха в приборе за признак утечки продуктов сгорания. Изменение цвета контрольной жидкости с синего на желтый или зеленый во время проверки является единственным признаком попадания продуктов сгорания в систему охлаждения.

 
SMALL | MEDIUM | LARGE
   

Изменение цвета специальной жидкости указывает на следующее:

  • Утечка продуктов сгорания через прокладку головки цилиндров или через поры или трещины в самой головке. См. Процедуру 002-004 в Разделе 2.
  • На судовых двигателях возможно наличие трещин в выпускном коллекторе мокрого типа. См. Процедуру 011-008 в Разделе 11. Возможно наличие трещин в корпусе турбонагнетателя мокрого типа, повреждение или неправильная установка (поворот на 90 градусов) прокладки между турбонагнетателем и выпускным коллектором, что является причиной попадания продуктов сгорания в систему охлаждения. См. Процедуру 010-033 в Разделе 10.

ПРИМЕЧАНИЕ: Утилизируйте контрольную жидкость, если она изменила цвет.



SMALL | MEDIUM | LARGE
   

Если контрольная жидкость не изменила цвет, но через нее постоянно идут пузырьки воздуха, это указывает на следующее:

  • Неисправность пневматического клапана управления вентилятором, жалюзи или нагревателем.
  • Утечка через прокладку головки компрессора или саму головку.
  • В системе охлаждения остался воздух из-за неисправности обратного клапана радиатора или нарушения правил заливки охлаждающей жидкости.
 
SMALL | MEDIUM | LARGE
   

Проверка с использованием перепускной магистрали