Раздел 1 - Блок цилиндров - Группа 01


001-054   Поршень и шатун в сборе



Подготовительные операции

 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ 

Аккумуляторные батареи могут выделять взрывоопасные газы. Для снижения вероятности получения травм обязательно проветривайте помещение перед обслуживанием аккумуляторных батарей. Чтобы исключить искрение, отсоединяйте отрицательный (-) кабель аккумуляторной батареи первым, а подсоединяйте его последним.
 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ 

По данным некоторых государственных организаций отработанное моторное масло может быть причиной возникновения онкологических заболеваний и болезней органов репродуктивной системы. Избегайте вдыхания паров отработанного моторного масла, попадания его в организм и продолжительного контакта с ним.
 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ 

Во избежание получения травмы не допускайте попадания горячего масла на кожу.
 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ 

Охлаждающая жидкость токсична. Держите её подальше от детей и домашних животных. Если оно не предназначена для повторного использования, отправьте его на утилизацию в соответствии с местным природоохранным законодательством.
 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ 

Не снимайте крышку заливной горловины с горячего двигателя. Дайте охлаждающей жидкости остыть до температуры ниже 50°C (120°F) перед снятием крышки. Выброс горячей охлаждающей жидкости или пара может привести к травмам.








Снятие

 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ 

При очистке с помощью растворителей, кислот или щелочных соединений следуйте рекомендациям их производителя. Во избежание травм используйте защитные очки и защитную одежду.
 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ 

Некоторые растворители токсичны и легко воспламеняются. Перед использованием ознакомьтесь с инструкцией производителя.

Проверните коленчатый вал так, чтобы поршни оказались ниже зоны отложения нагара, которая располагается над зоной перемещения поршневых колец.

Для удаления нагара используйте мелкозернистый абразивный брусок с волокнистой структурой (номер по каталогу 3823258) или его аналог и растворитель.



   

Нанесите на каждый поршень номер соответствующего цилиндра.

ПРИМЕЧАНИЕ: Если на поршне есть зона с гальваническим покрытием, не наносите штампом метки на нее или на внешнюю кромку. Не наносите штампом метки на головку алюминиевого поршня над осью пальца.

 
   

Проверните коленчатый вал так, чтобы поршень оказался в нижней мертвой точке для снятия крышки шатуна.

 
   

Отверните болты шатуна.

Пока не снимайте болты с шатунов.

Молотком с резиновой головкой постучите по болтам шатуна для страгивания крышек.

 
   

 ВНИМАНИЕ 

Если на двигателе установлены шатуны с нижней головкой разрывного типа, проявляйте осторожность при снятии крышки во избежание повреждения контактных поверхностей шатуна или крышки. При повреждении контактных поверхностей в зоне разрыва обязательно замените шатун и его крышку для снижения вероятности повреждения двигателя. Нарушение правил сборки может привести к повреждению шатуна.
 ВНИМАНИЕ 

При осаживании крышки шатуна не допускайте ее контакта с поверхностью в зоне разрыва. Это может привести к повреждению этой поверхности.

Снимите болты шатуна.

Снимите крышку шатуна.

Снимите нижний вкладыш шатунного подшипника.



   

Вытолкните поршень в сборе с шатуном из цилиндра. Обязательно проявляйте осторожность, чтобы не повредить шатун или поверхность шейки коленчатого вала.

Снимите верхний вкладыш шатунного подшипника.

ПРИМЕЧАНИЕ: Шатунные подшипники не подлежат повторному использованию. В случае снятия болтов шатунов утилизируйте подшипники, заменив их новым комплектом подшипников.



   

Поршень и шатун в сборе следует устанавливать в тот цилиндр, с которого они были сняты, чтобы обеспечить точное прилегание приработавшихся поверхностей, если детали используются повторно.

Прикрепите бирку с номером соответствующего цилиндра на каждый поршень в сборе с шатуном.

Положите поршни в сборе с шатунами в ящик для защиты их от повреждений.



   




Разборка

С помощью расширителя поршневых колец (номер по каталогу 3823137) снимите поршневые кольца.



   

Вставьте конец тонкой отвертки в указанный паз поршня, подцепите пружинное кольцо и извлеките его из паза.



   

Снимите поршневой палец.

ПРИМЕЧАНИЕ: Нагревать поршень не требуется.

Снимите шатун с поршня.

 
   




Очистка и проверка возможности повторного использования

Очистите и проверьте поршни и поршневые пальцы.





   

Проверьте состояние поршневых колец.





   

Проверьте состояние шатунов.





   




Сборка

Установите пружинное кольцо в канавку поршневого пальца с одной стороны поршня.



   

Смажьте палец и отверстия под него чистым моторным маслом.



   

ПРИМЕЧАНИЕОбязательно соблюдайте правильную ориентацию поршня при установке его на шатун.

На поверхностях шатунов имеются три насечки, которые должны быть обращены в сторону передней части двигателя.

На поршнях имеется стрелка, нанесенная на них для этой же цели.

Установите поршни на шатуны. Передние стороны каждого из них должны быть соосны.

ПРИМЕЧАНИЕ: Нагревать поршни для установки пальца не нужно. Однако температура поршней должна быть не ниже комнатной.

Вставьте палец в поршень и шатун.



   

Установите второе пружинное кольцо.



   

 ВНИМАНИЕ 

Как правило, поршневые кольца похожи друг на друга, но они существенно отличаются по своим характеристикам. Обеспечьте правильный подбор деталей для двигателя.

На верхней поверхности компрессионных колец находится либо метка "TOP", либо метка их производителя, например, нанесенная штампом точка.

При сборке метка ”TOP” или метка производителя должны быть обращены вверх.

Маслосъемное (нижнее) кольцо устанавливается любой стороной вверх.



   

Состоящее из двух частей маслосъемное кольцо следует устанавливать так, чтобы зазор пружинного расширителя оказался напротив замка кольца.



   

С помощью расширителя поршневых колец, номер по каталогу 3823137, установите поршневые кольца на поршень.



   

Тип и место установки кольца могут определяться по его профилю.

  1. Верхнее компрессионное поршневое кольцо
  2. Промежуточное поршневое кольцо
  3. Маслосъемное кольцо


   




Установка

Необходимо очистить блок цилиндров и все детали перед сборкой. Используйте следующую процедуру для проверки состояния стенок цилиндров.

Для очистки шатунов и вкладышей подшипников используйте чистую безворсовую ткань.





   

ПРИМЕЧАНИЕ: Шатунные подшипники не подлежат повторному использованию. В случае снятия крышек шатунов утилизируйте подшипники, заменив их новым комплектом подшипников.

Убедитесь в отсутствии грязи и посторонних частиц на шатунах и обратной стороне вкладышей. Не смазывайте обратную сторону шатунных подшипников.

Установите верхний вкладыш в шатун.

Выступ вкладыша подшипника должен попасть в паз шатуна. Кромка вкладыша должна быть заподлицо с поверхностью под крышку.

Если на двигателе установлены шатуны с нижней головкой разрывного типа, то нижние и верхние вкладыши подшипника не взаимозаменяемы.





   

Чистым маслом для сборочных работ, номер по каталогу 3163087, или его аналогом смажьте внутреннюю поверхность вкладыша.

Смажьте чистым маслом 15W-40 стенку цилиндра.



   

Смажьте кольца и юбки поршней чистым моторным маслом.



   

Повернув кольца, расположите их замки так, как показано на рисунке.

Замок каждого кольца не должен находиться напротив поршневого пальца или замков других колец. Неправильное расположение замков колец приведет к нарушению герметичности цилиндра.



   

Приспособлением для сжатия поршневых колец, номер по каталогу 4919373, сожмите кольца.