Раздел 8 - Система охлаждения - Группа 08


008-020   Диагностика системы охлаждения



Общие сведения

Описанная ниже процедура содержит общие операции, которые используются для выявление следующего:

  • Причины перегрева двигателя. См. раздел "Начальная проверка" в данной процедуре.

ПРИМЕЧАНИЕ: В конце данной процедуры приведена таблица для записи всех результатов измерений, выполненных при диагностике неисправностей. Ее удобно использовать для сбора и анализа данных.

  • Внешние и внутренние утечки/потери охлаждающей жидкости. См. раздел "Опрессовка" в данной процедуре.
  • Проникновение продуктов сгорания в систему охлаждения. См. раздел "Проверка" в данной процедуре.
 

 ВНИМАНИЕ 

Категорически не допускается эксплуатация двигателя без термостата. При его отсутствии охлаждающая жидкость пойдет по пути наименьшего сопротивления через перепускной канал на вход водяного насоса. Это может привести к перегреву двигателя.

В зависимости от модели двигателя температурный диапазон термостата выбирается из различных вариантов. Номер по каталогу и номинальная рабочая температура указаны на корпусе термостата. Для проверки правильности установленного температурного диапазона и номера термостата по каталогу обратитесь к соответствующим источникам информации о деталях.

 
   

Поврежденный или ошибочный водяной насос может привести к перегреву двигателя. Для проверки правильного выбора водяного насоса обратитесь к соответствующим источникам информации о деталях.

 
   

Изношенные/плохо установленные ремень и натяжной механизм или перекошенный шкив могут привести к соскакиванию ремня. Это может стать причиной снижения частоты вращения водяного насоса и/или вентилятора, что приведет к перегреву двигателя.

 
   

При диагностике неисправностей системы охлаждения двигателя крышке радиатора/расширительного бака, как правило, уделяется меньше всего внимания. В системе охлаждения используется герметичная крышка радиатора для предотвращения закипания жидкости. Неправильный подбор крышки или ее неисправность может к тому же привести к утечке охлаждающей жидкости и перегреву двигателя. Технические характеристики крышки радиатора приводятся в документации на комплектное оборудование.

 
   

Неправильный подбор крышки или ее неисправность может также привести к утечке охлаждающей жидкости и перегреву двигателя.

Проверьте крышку радиатора под давлением. Порядок проверки крышки радиатора описан в Руководстве по обслуживанию, диагностике и ремонту комплектного оборудования.

Крышка радиатора должна обеспечивать герметичность в пределах 14 кПа (2 фунт/кв. дюйм) от величины, указанной на ней, иначе она подлежит замене.

 
   

Воздух, проходящий через ребра радиатора за счет разрежения, которое создает вентилятор, отбирает тепло у охлаждающей жидкости, которая прокачивается через радиатор водяным насосом. Посторонние предметы (клочки бумаги, сухая трава, волокна ткани, пыль и пр.) могут застрять между ребрами, мешая прохождению воздуха. Это снизит эффективность работы радиатора.

 
   

Радиатор нужно периодически проверять на отсутствие погнутых или сломанных ребер и утечек охлаждающей жидкости.

По вопросам обслуживания, снятия или установки радиатора см. Руководство по ремонту комплектного оборудования.

 
   

Разорванные или поврежденные шланги системы охлаждения могут привести к перегреву двигателя. Проверьте все шланги на отсутствие трещин, порезов или разрывов. Замените все поврежденные шланги.

ПРИМЕЧАНИЕ: Будучи эластичными, силиконовые шланги системы охлаждения двигателя могут раздуваться.

 
   

Обычно вентилятор системы охлаждения двигателя приводится в действие ременным приводом от коленчатого вала. В некоторых моделях двигателя с вынесенной системой охлаждения вентилятор устанавливается вне двигателя.

Вентилятор системы охлаждения поставляется производителем комплектного оборудования, к которому необходимо обращаться за сведениями по обслуживанию. В приводимой ниже процедуре рассматриваются лишь некоторые вопросы, касающиеся вентиляторов системы охлаждения.

 
   

Если вентилятор снабжен ременным приводом, проскальзывание ремня может привести к снижению частоты вращения вентилятора и снижению эффективности охлаждения двигателя. Проблема может быть также связана с неисправностью автоматического механизма натяжения ремня.

Проверьте подшипники в ступице вентилятора и остальные шкивы и убедитесь, что они не вызывают повышенной вибрации и проскальзывания ремня.

 
   

Вентилятор системы охлаждения нуждается в периодической проверке. Проверяйте отсутствие трещин, ослабленных заклепок, погнутых или плохо закрепленных лопастей.

Проверьте надежность крепления вентилятора. При необходимости затяните крепежные болты.

 
   

 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ 

Не выпрямляйте погнутую лопасть вентилятора и не допускайте использования поврежденного вентилятора. Изогнутая или поврежденная лопасть может разрушиться в процессе эксплуатации и стать причиной серьезной травмы или повреждения оборудования.
 
   

При замене поврежденного вентилятора устанавливайте только точно такую же его модель. Даже модели вентиляторов одного размера могут иметь разный шаг или профиль лопастей.

 
   

Неисправный привод вентилятора может привести к проблемам охлаждения двигателя.

Привод вентилятора может иметь различные исполнения, в том числе:

  • Электрическая/электромагнитная муфта
  • Вязкостная муфта
  • Электрические вентиляторы
 
   

Кожух вентилятора предназначен для придания направления воздуху от вентилятора системы охлаждения. Отсутствующий или поврежденный кожух вентилятора снижает количество воздуха, подаваемого вентилятором, и приводит к перегреву двигателя.

 
   

Проверьте кожух вентилятора на отсутствие повреждений и/или нарушения крепления к вентилятору. Замените все поврежденные детали.

 
   

Жалюзи предназначены для управления потоком воздуха через радиатор. Если в необходимый момент они не откроются, двигатель может перегреться, а если не закроются - расход воздуха будет превышать потребность, и двигатель будет работать при пониженной температуре.

ПРИМЕЧАНИЕ: Проверьте исправность работы датчика температуры воздуха.

 
   

Утепляющие чехлы могут использоваться для сокращения времени прогрева двигателя и способствуют сохранению тепла двигателя в местах с холодным климатом.

Утепляющие чехлы должны прикрывать только часть радиатора спереди, оставляя место для прохода воздуха.

Если не оставить часть передней стороны радиатора открытой для воздушного потока или не снять утепляющие чехлы при повышении температуры окружающего воздуха, это может привести к перегреву двигателя.

 
   




Начальная проверка

Подключите диагностический комплект INSITE™ к диагностическому разъему транспортного средства.

Переведите пусковой включатель в положение ВКЛ.

Следите за температурой охлаждающей жидкости с помощью диагностического комплекта.



   

Если на панели приборов предусмотрен указатель температуры охлаждающей жидкости, следите за этим параметром с помощью диагностического комплекта, сравнивая его показания с показаниями указателя температуры в кабине. При несоответствии требованиям производителя замените указатель температуры, установленный в кабине.

При отсутствии технических условий производителя замените прибор, если его показания отклоняются от нормы более чем на ± 3,9°C [± 7°F].



   

Если транспортное средство оборудовано терморегулируемыми жалюзи, проверьте температуру охлаждающей жидкости, при которой жалюзи открываются и закрываются. Сравните результат с величиной, указанной на устройстве управления жалюзи.

Фирма Cummins рекомендует открывать жалюзи, когда температура охлаждающей жидкости достигает 85°C [185°F].



   

Если двигатель оснащен терморегулируемой муфтой вентилятора системы охлаждения, проверьте температуру охлаждающей жидкости, при которой происходит срабатывание муфты вентилятора.

Если срабатыванием муфты вентилятора управляет электронный модуль управления (ECM) двигателя, то температура охлаждающей жидкости, при которой происходит срабатывание муфты, является заданной величиной, которая не может быть изменена. Если муфта вентилятора не срабатывает, проверьте правильность установки параметров управления вентилятором.

Для включения муфты вентилятора модуль ECM может использовать сигнал нулевого напряжения или напряжения 12 В постоянного тока. Алгоритм включения муфты можно выбрать в разделе "Функции и параметры диагностического комплекта INSITE™".

Фирма Cummins рекомендует включать вентилятор, когда температура охлаждающей жидкости достигает 96°C [205°F].



   

Если на двигателе установлена вязкостная муфта вентилятора, проверьте температуру охлаждающей жидкости, при которой происходит включение вентилятора. Вязкостные муфты вентилятора обычно включаются датчиком, установленным позади радиатора и контролирующим температуру воздуха.

ПРИМЕЧАНИЕ: Некоторые модели вязкостных муфт вентилятора могут иметь электронное управление.

Если температура воздуха достигает заданного уровня, который определяется температурной настройкой используемого датчика, термочувствительный элемент перемещает исполнительный механизм, который позволяет вязкой жидкости включить привод вентилятора и увеличить частоту его вращения. Для получения более подробной информации см. Руководство по ремонту комплектного оборудования.

Фирма Cummins рекомендует включать вентилятор, когда температура охлаждающей жидкости достигает 96°C [205°F].





   




Опрессовка

Наличие давления в системах смазки и охлаждения может привести к смешиванию масла и охлаждающей жидкости из-за нарушения герметичности между ними в следующих местах: прокладка головки блока цилиндров, маслоохладитель и т.д.

Рабочие жидкости трансмиссии/гидроусилителя рулевого управления/гидросистемы также могут попасть в охлаждающую жидкость через жидкостные охладители радиатора (если установлены). См. Руководство по ремонту комплектного оборудования.



   

Проверьте уровень охлаждающей жидкости, при необходимости долейте жидкость.



   

Для определения места утечки охлаждающей жидкости может придется добавить в нее флуоресцентный краситель (номер по каталогу 3377438).

Добавьте флуоресцентный краситель из расчета 1 доза на каждые 38 литров (10 галлонов) охлаждающей жидкости.

Дайте двигателю поработать на холостых оборотах 5-10 минут или до его прогрева до рабочей температуры, чтобы краситель начал циркулировать по системе охлаждения.

 
   

Используйте лампу теплового излучения высокой интенсивности (номер по каталогу 3163337) или ее аналог для высвечивания следов красителя.



   

 ВНИМАНИЕ 

Давление подаваемого в систему охлаждения воздуха не должно превышать 138 кПа [20 фунт/кв. дюйм]. Нарушение этого требования может привести к повреждению уплотнения водяного насоса.

Если радиатор оснащен редукционным клапаном, установите пробку в перепускной трубопровод (1).

Установите приспособление для опрессовки на заливную горловину радиатора или на расширительный бачок (при наличии) и подайте воздух под давлением.


Measurements
  kpa psi
Давление воздуха 138 20